Нематериальные активы (в том числе: права на нематериальные активы, далее сокращенно НМА)

Основные требования к признанию нематериального актива, согласно МСФО (IAS 38):
 
Идентифицируемость Определение нематериального актива требует, чтобы актив был идентифицируемым (то есть имел четкое и узнаваемое описание);
 
Контроль Компания контролирует нематериальный актив, если она может получить экономические выгоды от лежащего в его основе ресурса и ограничить доступ другим компаниям к получению этих выгод;
 
Юридическое признание и возможность обеспечить правовую защиту. Как правило, предполагает наличия материального доказательства (свидетельства) существования ( патент, котнракт, свидетельство о регистрации);
 
Возможность установить дату возникновения (создания) актива. В большинстве случаев – дата подачи заявки на регистрацию.
 
Ожидание будущих экономических выгод от использования. Целесообразность использования Российское 14/2007 добавляет требования о том, что
фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
объект предназначен для использования в течение длительного времени ( свыше 12 месяцев)
Основные виды НМА ( по классификации Deloitte)
Технологические (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы)
Маркетинговые ( товарные знаки, доменные имена)
НМА, связанные с обработкой данных ( Программное обеспечение, базы данных)
Контрактные НМА ( контракты лучше рынка, лицензионные договоры, франчайзинг)
 
Для того, чтобы правильно оценить рыночную стоимость товарного знака, необходимо ответить на вопрос: позволяет ли использование товарного знака получать его собственнику добавочный доход по сравнению с аналогичным продуктом без товарного знака. Наиболее яркий пример – производство продуктов питания. Если ответ на данный вопрос утвердительный, то стоимость товарного знака может быть определена на основе будущих доходов от его использования. Данная величина может составить весьма значительную сумму. Если же использование товарного знака не влечет появление добавочного дохода, то стоимость такого товарного знака будет определяться на основе затрат на его разработку и регистрацию прав. В российской практике случались случаи залога товарных знаков.
 
Патенты на различные изобретения и полезные модели также являются объектами оценки. В данной ситуации рыночная стоимость патента в первую очередь зависит от того, способно ли данное изобретение в течение срока действия патента принести владельцу какие-либо доходы, и каковы риски неполучения данных доходов.
 
В случае, когда объектом оценки является программное обеспечение (как правило, уникальное, созданное для удовлетворения конкретных производственных потребностей), рыночная стоимость подобного актива определяется с точки зрения затрат на его создание. При этом необходимо проверять соответствие трудоемкости работ, трудозатрат и затрат на оплату персонала среднерыночным показателям. В качестве единицы измерения величины программы используют число строк программного кода (зависит от языка программирования).